Происхождение кыргызов c точки зрения генеалогических сказаний (санжыра) и ДНК генеалогии

24 Окт 2016

Происхождение кыргызов c точки зрения генеалогических сказаний (санжыра) и ДНК генеалогии

«А ведь не народ, однако, делает историю, а отдельные личности…»

Из выступления В.Я.Бутанаева на Конференции,

посвященной 1170-летию Кыргызского Каганата.

«Кыргыз санжырасын сактаса, санжыра кыргызды сактайт»

Кубан Чороев, исследователь санжыра

Вопрос о происхождении кыргызов интересовал целую плеяду историков и этнографов-тюркологов как прошлого, так и настоящего. Но до настоящего времени историческая наука не дала ясного ответа на вопрос где зародилась кыргызская кочевая цивилизация. Загадка кыргызского этноса и его культурно-материального наследия заключается в том, что в отличие от многих народов, археологический ареал элементов культуры кыргызов вобрал в себя обширную территорию Центральной Азии, Южной Сибири, Монголии и сопредельных территорий. Самые древнейшие археологические культуры, найденные на этих обширных территориях, такие как Афанасьевская (3-2 тысячелетие до н.э.), Андроновская (1800-1400 лет до н.э.), Карасукская (1400-800 лет до н.э.), Тагарская (800-100 лет до н.э.) и Таштыкская (100-400 гг. н.э.) были идентичны многочисленным археологическим культурам Енисейских кыргызов на территории Минусинской котловины, Тувы, Алтая, Восточного Казахстана, Красноярского края и Прибайкалья.

Оставив огромный след в истории человечества, кыргызская кочевая цивилизация оставила кыргызов, которые проживают в большинстве на территории Кыргызстана. Позднее археологические и этнографические элементы кыргызского кочевого быта Тянь-Шаня и Ала-Тоо нашли свою идентичность и преемственность с культурой Енисейских кыргызов. Что породило много исторических гипотез о переселении Енисейских кыргызов на Тянь-Шань, и эта точка зрения нашла среди тюркологов очень много сторонников. Есть среди них и те, кто полагает, что предки кыргызов могли жить на территории современного Кыргызстана и в сопредельных территориях еще до Енисейских кыргызов, тому есть археологические и антропологические данные. Есть и те, которые утверждают, что у кыргызов Тянь-Шаня и Енисея нет генетической связи. Таким образом, историческая наука, основанная на материальных и письменных данных, не смогла дать ясного ответа на многие вопросы.

Мы живем в эпоху, когда динамично развивается наука о генах, развиваются биотехнологии и генная инженерия. К счастью, компьютерные технологии делают знания доступными даже для тех, кто не разбирается в тонкостях этой науки. Генные лаборатории доступны всем желающим. Сегодня появилась новая отрасль в исторической науке как ДНК генеалогия, которая позволяет каждому узнать правду о своих предках и своих дальних генетических родственниках, проживающих по всему земному шару.

Теперь попробуем ответить на некоторые поставленные вопросы с точки зрения ДНК генеалогии. За последние пять лет усилиями молодых любителей санжыра и ДНК генеалогиии, среди которых особо можно отметить моего друга по интересу, молодого ученого из Казахстана Жаксылыка Сабитова. Он опубликовал несколько работ о ДНК генеалогии кыргызов. В своей статье «Происхождение кыргызов с точки зрения полиморфизма Y-хромосомы», он обратил наше внимание на то обстоятельство, что данные ДНК кыргызов подтверждают генеалогические предания – санжыра кыргызов о том, что преобладающая часть кыргызов являются потомками одного человека, жившего всего в X-XI веках нашей эры.

Как известно широкому кругу историков, самая поздняя санжыра кыргызов зафиксирована 16 веком в «Маджму ат-таварих» Сайф ад-Дина Ахсикенди, ниже привожу оригинал перевода текста:

Этот раздел о происхождении Ак Огула и Ку Огула

Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Коктемиш ибн Долон ибн Дамбур ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Мары-бий ибн Темин-бий ибн Арслан-бий ибн Темиш-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк.

Происхождение Ку Огула Сол: Ку Огул ибн Сар(ы) Буга-бий ибн Лаклак-бий ибн Атан-бий ибн Абул-бий ибн Кувай-бий ибн Кункайды-бий ибн На’аш (?) ибн Кендже Мурад ибн Бай-Мухаммад ибн [208] Сары-Мухаммад ибн Суйундук-бий ибн Назар-бий Джарам-бай ибн Михран ибн Нури ибн Кемин-бий ибн Дарвиш-бий ибн Му’нин-бий ибн …-бий ибн Доуле-бий ибн Гузз ад-Дин Клыч ибн Лур-бузург ибн Ана-л-хакк.

Ак Огул (Ак Уул) – предок правого крыла кыргызов, а Ку Огул (Куу Уул) – предок левого крыла кыргызов – имели общего легендарного предка Аналхака, до которого у Ак Огула 19 поколений а у Ку Огула 23 поколения.

Далее здесь перечисляются сыновья Ак Уула, которые составляют правое крыло кыргызов: Отуз Уул и Салусбек Булгаачы.

Сыновья Салусбека Булгаачы: Бостон, Теит, Жоокесек, Дөөлөс, Кыдыршаа, Канглы.

Сыновья Отуз Уула: Адигине, Муңгуш, Карабагыш, Тагай.

Дети Куу Уула которые составляют левое крыло кыргызов: Басыз, Кушчу, Мундуз, ЧоңБагыш, Саруу, Кытай.

Здесь стоит отметить что Сайф ад-Дин Ахсикенди приводит только прямую линию предков Ак уула и Куу Уула до единого предка Аналхака, они все были биями, то есть составляли аристократию племен своего времени. Бесспорно, что у этих предков были и другие дети или потомки, которые участвовали в этногенезе как кыргызов, так и других родственных народов. К примеру, один из сыновей Тагай бия Черик, был усыновлен им после одной из походов на восточную сторону Тянь-Шаня. В то же время мы находим в «Маджму ат-таварих» указание на то, что человек по имени Черик приходился родственником Ак Уулу, отцу Тагай бия, Черик был потомком другого сына Арслан бия Ахмад бека, в то время как Ак Уул был потомком Кули бия сына того же Арслан бия:

[Генеалогия «моголов» — предков Ахмада Могола]

/л. 154б/ Предки моголов: от Ана-л-хакка Лур-хан произошел, от него (Лур-хана) Гуз-хан произошел, от него (Гуз-хана) — Арсланг-бий, от него — Ахмад-бек, от него — Кули-бий, от него — Турды-бий, от него Ак-Туг (по прозванию Онг-хан), от него — Мары-бий, от него — Доуле-бий, от него — Атан бий, от него — Кул-Джугач-тюря произошел, от него — Инга-тюря, Бай-Мурад, Черик произошел.

Скорее всего Черик Тагая был потомком того самого Черика, который упоминается в «Маджму ат-таварих», а Тагай назвал его к тому времени по имени его племени. Тому есть подтверждения уже на уровне ДНК, протестированный представитель племени Черик имеет близкие генетические связи как с прямыми потомками Тагая, так и со всеми остальными кыргызами, имеющими гаплогруппу R1a1a. Известный исследователь санжыра Сабыр Аттокуров, в своем труде Кыргыз Санжырасы (изд. «Кыргызстан» 1995г.) отмечает, что, согласно санжыре Усейин Ажы, знамя Тагая осталось у Черика, то есть он был знаменосцем Тагая. Здесь лежит определенный символ, говорит он, согласно кочевой традиции тюрков, после смерти отца его знамя передавалось либо старшему из его сыновей, либо его родичам по отцовской линии.

То же самое можно сказать и о потомках Саяка, усыновленного Тагаем, они тоже имеют идентичные показатели по ДНК c показателям прямых потомков Тагая. Из этого можно сделать вывод о том, что в сопредельных территориях, где жил Тагай, обитали и другие его дальние родственники, с которыми он имел общих предков, и в силу различных исторических обстоятельств, например, истребления родственных племен другими племенами, представители различных племен кыргызов могли усыновлять сирот своих дальних родственников, родственников своих матерей и жен. Это было часто встречающейся практикой не только у кочевой знати кыргызов, но и у других кочевых народов.

Также нужно отметить, что кыргызы никогда не женились на представительнице своего племени, если не прошло семь поколений от общего предка, поэтому они брали в жены невест из других племен, живущих в сопредельных территориях, и строили с ними родственные отношения (куда сөөк), а вместе с ними приходили и мужские гены (родственники со стороны невесты таяке, жеен), которые в последующем были инкорпорированы кыргызскими племенами в результате долгого пребывания в соседстве или внутри кыргызских племен. Скорее всего такие гаплогруппы как С3, R1b1, N1, J, O3, встречающиеся у кыргызов внутри разных племен, являются результатом длительного процесса этногенеза, а гаплогруппа R1a1a является модальной, внутри которой происходило инкорпорирование. Такое же мнение выразил и Жаксылык Сабитов в своей статье.

Итак, согласно кыргызским генеалогическим преданиям – санжыре, преобладающее большинство современных кыргызов, проживающих в двадцать первом веке, являются потомками ограниченного количества людей, живших в начале 1500 гг., которых, согласно санжыра, было 16 человек: Тагай, Адигине, Мунгуш, Карабагыш, Бостон, Теит, Жоокесек, Дөөлөс, Кыдыршаа, Канглы, Басыз, Кушчу, Мундуз, Чоңбагыш, Саруу, Кытай. Большинство кыргызов, если сделать опрос, назовут свое племя, но немногие из них смогут перечислить полный список предков до своего племени.

Алакчын – родоначальник моего рода, был привезен в Талас 1628 году в 9-летнем возрасте и усыновлен правителем племени саруу Мураталы бием, после битвы Ташкентского правителя Турсунхана и Туркестанского правителя Эшим хана, на стороне последнего участвовали и кыргызские батыры. В боях погиб военачальник из (древнекыргызского) племени Алакчын (в китайских хрониках Танской империи писали “Бо-ма”, «Ге-ло-чжи», «Э-ло-чжи», племя пегих лошадников, ала-атчандар уруусу). По расказам известного санжырачы аксакала Сыргака Сооронкулова 9-летний Алакчын был потомком военачальника племени Алакчын по имени Алаңтуу. Потомки Алакчына сохранили за собой древнее название своего племени.

К моему везению, в моем роду жили люди, которые из поколения в поколение передавали сказания и санжыра о моем племени, и мне удалось восстановить свою родословную. Я отношусь к левому крылу кыргызов племени Саруу, а внутри Саруу род Алакчын. Моя генеалогия Я – атам Аманбек – чон атам Кудайберген – бабам Момункул –бубам Чоро –жотом Муса –жетем Биймырза – тегим Ажибек – Шангытай – Шабото – Боруке – Тагайкул – Арзыкул – Солтонмүрөк – Кычымерген – Ийрижолон – Алакчын – Муратаалы –Тубай – Жаманак – Саруу.

Итак от Саруу до меня есть 20 поколений, то есть я двадцатое поколение от Саруу. Если взять во внимание измерение одного поколения в 25 лет, как это делается в исторической науке, и предположить, что Саруу жил в начале 1500 гг., то, соответственно, 500 лет делим на 25, получаем 20 поколений, выходит все верно. Скорее всего в наше время проживает в основном 18-21 поколения 16 родоначальников, которых мы перечислили.

Теперь давайте подсчитаем методом простой математики. За среднее значение возьмем 19 поколений, если считать, что суммарный коэфициент рождаемости был на уровне 2 (всего 2 ребенка на одного потомка) то на 19 поколений от 16 родоначальников мы молучим 4 млн 194 тыс. 320 потомков.Эти цифры вполне отражают сегодняшнюю демографическую картину кыргызов, в мире сегодня по разным оценкам насчитывается 4,5 млн. кыргызов. Как мы видим, достоверность кыргызского санжыра находит подтверждение как с исторической точки зрения, так и поддается математической логике, не говоря уже о результатах анализа ДНК.

Согласно историческим сведениям в 1125 году прежде подвластные киданям чжурчжени подняли мятеж под руководством Ваньяня Агуда и при содействии сунского Китая вытеснили киданей в Среднюю Азию, где те создали государство Западное Ляо. Значительная часть территории Средней Азии в те времена находились под властью Хорезмшахов тюркского происхождения со столицей в городе Ургенч вблизи Бухары. Тогда рассказ Сайф ад-Дина Ахсикенди полностью соответствует как исторической так и генеалогической хронологии.

«Маджму ат-таварих» Сайф ад-Дина Ахсикенди сообщает, что кидани (калмаки) со своим правителем Гурханом пришли с севера, сначала вступили с Артуша (Иртыша) на территорию Иссык-Куля, взяли восточные города, подвластные Хорезмшаху, такие как Минг-Джубе (скорее Миң-Дөбө, на совр. террит. Сев. Кыргызстана ), Андуган (Андижан), Касан, Ташкент, Мургаб, Фургаб и Дунгал. Здесь же сообщается, что в сражениях с киданями по освобождению вышеперечисленных городов под предводительством Имама Ибрахима (назначенный Хорезмшахом Махмудом) правое крыло возглавлял Лур-хан, а левое крыло – Лур-бузург. Есть предположения, что с давних времен кыргызы и другие кочевые тюркские племена в целях военной тактики делили войска на правое и левое крылья.

После этого [воины мусульман] двинулись на Ахси, пришли в Ахси и овладели им. Выйдя оттуда, отправились в Касан, правителем которого был Гурхан, имевший золотого идола в 50 тысяч мискалей; когда имам Ибрахим достиг Касана, Гурхан вышел с войском и изготовился к бою. Имам расположил боевые ряды: на правом крыле поставили Лур-хана, а на левом крыле — Лур-бузурга.

Воины вступили в бой; сражались в течение суток, ожесточенной стала битва, окружили Гурхана. Калмаки, подхватив Гурхана, обратились в бегство.

Имам взял Касан и сделал [его] городом ислама. После этого послал человека [с войском] в Джидгиль: захватили Мургаб, Фургаб и Дунгал. Гурхан, уйдя в Минг-Джубу, присоединился к Чинга [Хитаю], взял войско хитаев и отправился в Хитай. [205]

Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал [эту область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган /стр. 43/ — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого, [и] левого крыла27 было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума.

Скорее всего, после освобождения вышеперечисленных городов в 1127 году, родоначальники правого и левого крыла кыргызов Лур-хан и Лур-Бузург возвратили себе свои исконные земли Миң-Дөбө (это, скорее всего, город на территории Чуйской области) и Андижан. Этим и можно объяснить почему потомки Лур-Бузурга – такие племена как Саруу, Кушчу, Кытай, Мундуз, Басыз и Чоңбагыш проживают сегодня в большинстве случаев вокруг горной системы с центром, охватывающим Андижан, они проживают, начиная от территории Джалал-Абада на север Базар-Коргон, Кочкор-Ата, Таш-Көмүр, Аксы, Чаткал, Ала-Бука, Токтогул, далее на всей территории Таласской области и в западной части Чуйской области. И в южной стороне от Джалал-Абада также в некоторых селениях Ошской области.

Напротив сегодняшние потомки Лур-хана, правого крыла кыргызов проживают на восточной правой стороне Кыргызстана. Потомки Тагая такие племена как Багыш, Азык, Черик, Саяк, Карачоро, Солто, Бугу, Сарбагыш, Моңолдор, Коңурат, Төбөй проживают в основном в Чуйской, Иссык-Кульской, Нарынской областях, потомки братьев Тагая Адигине, Мунгуш, Чонбагыш, Тейит, Кыдыршаа, Бостон, Жоокесек, Дөөлөс проживают в основном на юге страны в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях.

Хотя наши предки и жили в предгорьях Ала-Тоо и Тянь-Шаня, в зависимости от времени года перемещались вертикально, города для них имели большое экономическое и политическое значение, им нужны были продукты ремесел, которые поставлялись городскими жителями, кочевники могли продавать свой скот на рынке и покупать городские товары. В свою очередь кочевая аристократия назначала своих наместников в городах, обеспечивая протекторат городу, взамен получая дань в виде налога с городских жителей. Говоря современным языком, они умели создавать благоприятный инвестиционный климат ремесленникам и купцам города, что было выгодно и жителям города, и кочевникам. Вокруг такого симбиоза и строилась политика во всех городах Центральной Азии, где кочевники играли важную роль в управлении городами.

К сожалению, ранее, вглубь веков санжыра Тянь-Шанских кыргызов не зафиксирована в восточных хрониках. Скорее всего, упомянутые в трудах выдающегося тюркского филолога и лексикографа Махмуда Кашгари, жившего в 1029-1101 гг., кыргызы, входившие в карлукскую конфедерацию, и были предками Лур-хана и Лур-бузурга. То есть, наши предки были в составе Караханидского государства в Центральной Азии. Как известно, Караханидское государство просуществовало со времен распада Кыргызского Великодержавия с 840 года по 1212 год со столицами Баласагун (вблизи Токмока), Кашгар, Самарканд и Узген. У карлуков, также как и у кыргызов, тотемным животным был барс – арслан, одного из правителей Карлукского каганата, сына Билге-Кюлья, звали Арслан-хан (1040-1093гг.), а, как мы видим, внука родоначальника правого крыла кыргызов Лур-хана тоже звали Арслан-бий. Здесь можно проследить преемственность имен. Также среди предков левого крыла кыргызов значиться Кемин-бий, что идентично названию местности современной Чуйской области – Кемин.

Неувязка исторических сведений о кыргызах Тянь-Шаня и Сибири заключаются в том, что ученые-историки тюркологи в дискуссиях о генетической связи Тянь-Шанских и Сибирских кыргызов рассматривают периоды первого и второго тысячилетия нашей эры. Не беря во внимание проживание предков Тянь-Шаньских и Сибирских кыргызов на территории Центральной Азии за тысячелетия до нашей эры, и что территория их обитания простиралась от самых западных краев Средней Азии до Алтайских гор. Не говоря и о том, что они играли ключевую роль как во время, так и до образования Караханидского каганата в Центральной Азии.

Просто задайтесь вопросом, почему родоначальники Тянь-Шанских кыргызов Лур-хан и Лурбузург находились во главе стотысячной тюркской армии Центральной Азии при освобождении городов и земель, находившихся на территории современных Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и части Китая, от грозного врага – кара-киданей. На простых двух смельчаков, конечно, такую миссию не возложили бы, это говорит о том, что они были влиятельнейшими представителями аристократии тюркских племен своего времени, имеющими генетические и традиционные корни объединять десятки и сотни племен в одни руки, когда в этом была необходимость.

Указывая ареал обитания далеких предков Лур-хана и Лур-Бузурга, здесь же в «Маджму ат-таварих» Сайф ад-Дина Ахсикенди сообщается, что «Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума». Конечно, это загадочное предположение Сайф ад-Дина Ахсикенди, жившего в конце XVI века. Требуется расшифровка, что он имел ввиду под Румом. Румом восточные авторы называли Малую Азию, территорию современной Турции, где на тот момент располагалась Византийская Империя, и сопредельные территории.

Этноним кыргыз в истории прочно обосновал свой ареал проживания на обширной территории Сибири (Енисей, Алтай, Тува, Хакасия, Прибайкалье) и на Тянь-Шане и Ала-Тоо в Центральной Азии. Тогда почему средневековый историк не отметил, что предки кыргызов пришли с севера? Он указывает в сторону Малой Азии, на запад? На этот вопрос ответ дает санжыра кыргызов. Одна из четырех ханских ставок древних кыргызов находилась в Сарайчуке, этот город, в позднее средневековье превратившийся в ставку Батыя, сейчас находится в Астраханской области. Скорее всего эту область имел ввиду Сайф ад-Дин Ахсикенди под Румом.

Рубрики: Культура


Отзывов пока нет.

К сожалению, комментарии закрыты.