Свет истины, или Подлинная история племени Саяк

Свет истины, или Подлинная история племени Саяк

24 Окт 2016

Эта наша беседа с Сыргакбеком Сооронкуловым была посвящена курьезам санжыра, или неполным ее версиям, порой приводящим ко многим противоречиям среди народа. Аксакал не стал отрицать наличия лжесанжыра в устном народном творчестве (УНТ) народа и добавил: «к сожалению, иногда появляются неполные версии, в итоге потомки всё больше отдаляются от света Истины и своих корней.  Ну, а некоторые даже могут одно племя противопоставить другому. Поэтому, с целью внести ясность, я решился рассказать вам тайну, сокрытую веками. Это история об истинном происхождении племени «Саяк».

Тагай-бий, проживавший некогда на севере Кыргызстана, записал свою версию о происхождении племен саяк, черик и азык. Его рассказ повествует о том, что на Алтае он встретил Карачоро, попутчиками которого были трое мальчиков. Одного Тагай-бий назвал Саяк, другого, носившего изношенную рубаху, из-под которой выглядывал упитанный живот, — Черик, ну, а третьего, несшего небольшой сверток еды, нарек Азык. Вскоре они стали приемными детьми Тагай-бия. Такая версия происхождения трех известных племен существует среди кыргызов и поныне.

СВЕТ ИСТОРИИ

Азык и Черик входили в те 96 племен, о которых мы рассказали в предыдущих публикациях («Происхождение кыргызов»), их потомки живут и по сей день. А вот племя саяк образовалось много позже. Опираться я буду на небольшую книгу, которая вышла в свет в 1999 году — «Тупку аталарыман озумо чейин» (Начиная от древних корней до самого себя). Автором этой книги был великий человек по имени Казыбек сын Тооашара из племени уйсун (усуни). Его рукопись была написана в 1776 году, и как говорится в предисловии, она передавалась на хранение из поколения в поколение, из рук свекрови в руки самой аккуратной снохи. Это семейное наследие передавалось на протяжении 230 лет и вышло в свет лишь после обретения Казахстаном независимости. На примере моего нового рассказа вы вновь поймете, почему казах и кыргыз — это один народ…

ОБ АВТОРЕ

Предки автора Казыбека едины с нашими. Одним из поздних его отцов был Уран-бий, который прославился своей мудростью и получил новое имя — Майкы-бий. Так вот этот предок Казыбека Майкы-бий в числе 12 биев вознес Великого завоевателя Чынгысхана на белой кошме (ак-кийиз) на ханский трон. И в последствии Майкы-бий, он же Уран-бий, был визирем самого Чынгысхана.

От него родился Эмен-бек, от Эмена Оркен. Сын Оркена — Корком-бек, а от него в 1315 году родился Нарынбай, когда был великий голод. От Нарынбая родились близнецы Ар и Нар. Сын Ара Борто был богач и дружил с Хромым Темиром (Тамерлан). У Борто был единственный сын Бес. Отец обучал его в Тегеране, в Багдаде, в Шаме, в Басре и в Хартуме. Он свободно владел фарси, арабским, китайским и калмыцким языками.

Позже Бес женился на иранке, родившей ему двух сыновей: Шама и Басыра. От Басыра родился Желди, от него Асыл, который был одним из близнецов. У Асыла будет единственный сын — Байбагыш. От него Батыр, от которого родится Омур. От него — сыновья Ажыке и Курман. Далее идет сын Курмана Даулет, от которого родился Матай. У него будет 9 сыновей. Самого старшего Матай назовет Тооашар. От него родился сам Казыбек. И смеем ли мы не верить тому, кто знал всех своих отцов?!

Так вот, этот Казыбек хорошо знал историю. В 10 лет он уехал учиться. За Казыбеком присматривал один из его старших братьев, Баймен. Каждый год Баймен доставлял ему деньги стоимостью в 300 баранов. А сам Казыбек свободно владел китайским, фарси, хинди, испанским и русским языками. Когда ему было 24 года, он вернулся из России.

Заинтересовавшись образованностью Казыбека, Абылай-хан взял его себе в помощники. Позже за свои заслуги на поле брани с врагами он получит титул бека и станет зваться бек-Казыбек сын Тооашара и прославится как один из крупных военачальников. А позже, когда произошла междоусобица между казахами и кыргызами и Абылай начал поход на кыргызов, то бек-Казыбек сказал судьбоносную фразу: «Кыргыздын олугун корушко кайратым жетпейт», что означало: «Нет мочи смотреть на гибель кыргызов». Кстати, он похоронен рядом с Кожахмедом Ясиби (Ясави — Соборная мечеть Туркестана — Чимкент).

Произведения этого великого человека мне довелось прочесть в 2000 году. Книга мне попалась благодаря моему уважаемому другу Умету Усеновичу Асымбекову, она была у меня около 3 месяцев, тогда я успел законспектировать необходимые моменты…

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

В 1710 году калмыки везли дочь китайского хана Шансыя. Принцесса Женди была предназначена для калмыцкого хана Севана Раптанга. Караван шел зимой. Вьюга задержит путников на 3 месяца. Они остановятся в селении Тооашара, и тогда завяжется тайная связь между Толокоем и Женди. В результате Женди приедет к Севану Раптанга беременной и через 7 месяцев родит сына. Его назовут Амирсана. Позже в 1729 году калмыки восстанут против Амирсана, заявив, что он потомок бурутов и не может быть их ханом (так называли калмыки кыргызов и казахов). Кстати, санжыра помнит Амирсана как правителя, который всегда был на стороне бурутов. На склоне лет он жил среди казахов и был погребен, как казах.

УСТА ИСТОРИИ

Все события, происходящие на полях битвы, бек-Казыбек записывал в свою тетрадь. Один раз к нему обратится 104 летний советник Абылай-хана певец Бухар с просьбой написать о нем на страницах своей тетради, сказав: «Биздин ырыбыз ырдаган жерде калат, сенин жазганын тарых болот, биздин атыбызды да бир четине жаза жур» (Песни, которые мы слагаем, останутся там, где мы их пели, а твои труды станут историей, так укажи в них и наше имя).

Так вот, по словам бека-Казыбека. Не будем затрагивать его дальних предков, а затронем лишь поздних отцов. Ещё грудным оставшись без матери, его предок Елсау вырос на молоке волчицы. От него родится Нулы, от него Абыл, а от него Кайыр. Сын Кайыра Бак, от него Тан, от него родится Пер. Сын Пера Мэн. От него родится Майкы. От Майкы Усун, а от него Сак. От Сака Ал, от которого Иба, от Иба Райым, а от него поэт Бармак-козу. У которого было 5 жен, от которых родились 21 сын и одна дочь, красавица Тормош-баян. Однако боевые походы унесут жизнь 18 его сыновей.

Одним из оставшихся трех сыновей был Он, от него родился Тагар, у которого было два сына, Озбай и Мерген. От Озбая Онбай, от него Атанбай, а от него Эгин. От Эгина родится Азбан, от него Эшеке-хан. Дальше родился Уйсил, от него Сакал, потом Ак-Сакал. От Ак-Сакала родился Бабыралы, от него Караш, от которого родился Байдыбек (из статьи «Недобрый знак»), который родился в 609 году по Хиджре и умер в возрасте 86 лет.

Так вот, у Байдыбека от первой супруги Сарыбайбиче было 9 сыновей. Все они погибнут в одну ночь, когда нападут враги. После у него родится ещё один сын — Шырыкты. От Шырыкты родится Сары-Сары уйсун, который сформирует своё племя. Третья жена Байдибека, Домолак, родит Жарыкшака. От него появятся на свет трое сыновей: Албан, Субан и Дулат и две дочери, Кызай и Акбубу. Домолак-эне (её настоящее имя Нурила) была арабкой. Она была предначертана судьбой для Байдибека, в то время когда арабы освобождали Тараз от китайцев.

ВЕТВЬ САЯКОВ

Вторая жена Байдибека Зерипте родила одного сына Жалмамбета, от которого появятся на свет Шапырашты, Ысты и Ошакты. От первенца Шапырашты родятся Ыстык, Кыстык, и близнецы Абак и Саяк. Матерью близнецов была Кунайым. (Кстати, это была девушка-батыр). Шапырашты был воином, который всю свою жизнь провел в походах. Его супруга Кунайым как-то сказала: «Акыркы кунумо чейин насибимиди ажыратпай кызматымды аткарып антыма бек турам» (До последнего вздоха не расстанусь с суженым судьбой, выполню свой долг и сдержу своё обещание). Так она и сделала — всю жизнь сопровождала его в боевых походах.

Однажды Кунайым отправилась в поход, оставив своих 4 сыновей под присмотром родной бабушки Зарипа-эне (по линии отца). В это время на село напали тыргооты (калмыцкое племя). Они сожгли село, всех взрослых перебили, а детей и подростков увели в плен. К тому времени Ыстык и Кыстык были подростками и сумели бежать. Абак же найдет своё племя будучи уже взрослым, и вместе с детьми и имуществом переедет к родным, а Саяк исчезнет бесследно. Родственники, решив, что его убили, справят по нему поминки.

ВСТРЕЧА С СУДЬБОЙ

Как выяснится позже, Саяка также отпустили, но только на Алтае. И именно там он стал спутником Карачоро и встретил Тагай-бия. Будучи на Алтае, Саяк всегда грезил о братьях, об отце Чапырашты, о родной земле уйсунов. В те времена племя уйсун в основном проживало на Ала-Тоо. Однажды в гостях у Тагай-бия Саяк с грустью произнес: «Кышында монгулуу ак кар жамынып, аскалуу тоону жазданган, жайында кок-жашыл шибер жамынып, койколгон белди жазданган Ала-Тоомдой жер барбы?» (Зимой укутанная белоснежными ледниками, летом укрытая зеленью трав, с холмами, словно мягкие подушки — разве существует земля, похожая на Ала-Тоо?».

Узнав корни юноши, Тагай-ата выделит ему 4 вида рогатого скота (энчилеп берет) в подарок и поселит на джайлоо в горах Саяна. Позже местность, в которой жил Саяк, в народе назовут Саяк-Сай. Там на Алтае он начнет зрелую жизнь и станет богат, а его потомки составят одно большое селение. И спустя много-много лет Саяк вместе с народом переедет на Ала-Тоо и остановится в Чуйской долине и в Таласе.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА

По приезду саяки разыщут потомков Чапырашты и наладят с ними отношения (катташуу). В это время потомки Ыштыка уже проживали на Иссык-Куле. А позже, когда кидане прогонят кыргызов и казахов в сторону «Жети-Суу», потомки Ыштыка предложат саякам жить на одной стороне вместе с уйсунами и освободят им землю у озера Ыссык-Кол и сами переедут в сторону Тарбагатая. Саяки даже воздвигнут город у побережья и назовут его «Саякуйсун», который был расположен примерно в районе современного города Чолпон-Ата.

Но так как по обычаям кыргызов нельзя было произносить имя напрямую, то между собой Саяка все звали Некен (казактын созу менен тергешчу). Вскоре и род станут называть «Некен-Уйсун». Но жизнь города продлится недолго. После нашествия калмыков в 17 веке горожане не смогут дать отпор и «Некен-Уйсун» падет. Город сотрут в камни…

ПЕСНЬ ВЕКОВ

Однажды, когда Казыбек был на учебе за границей и ехал из Турции в Россию, узнал, что его отец приболел, решил его навестить. В честь приезда сына глава семьи Тооашар устроил большой пир-той. На нем было много казахов и кыргызов. Толокой-бий из саяков привез на той своего певца Умбеталы. Тогда о беке-Казыбеке певец Умбеталы сложил следующие строки:

Дунуйону аралап, жерди-кокту, Казыбек ботом келдинби,
Той жасатып, топ курап, элиндин жузун кордунбу.
Алтайда журуп адашып, кыргызды тапкан Саякбыз.
Туп атабыз Байдибек, Чапырашты эмей каякбыз.
Казак болуп туулуп, кыргыз болуп таяпбыз,
Кыргыз-казак эгиз эл, кызматына жарапбыз.

После этих строк сердца аксакалов были покорены. И Толокой-бий с Умбеталы заслужили право руководить праздником.

Дальше повествуется, что у Толокой-бия и до этого была тесная дружба с уйсунами. Так, в день, когда родился брат Тооашара, в село приехали гости во главе с Толокой-бием из саяков. Это был очень богатый и весьма уважаемый человек. И почетный гость попросит назвать новорожденного в честь себя. Тооашар так и поступает, и дает имя своему младшему брату — Толокой. Именно Толокой, названный именем уважаемого саяка, и был тем джигитом, который был в тайной связи с китайской принцессой Женди. К сожалению, историк бек-Казыбек не успел рассказать об отце Толокой-бия из саяков. В этом случае мы могли бы проследить полное санжыра саяков. Возможно, об этом знают казахские сказители…

Как я вам говорил ранее, кыргыз и казах — это один народ. Если мы начнем отдаляться друг от друга, то ближе нам никого не найти. Сегодня вы узнали еще одно доказательство этого. Пересказывая послание глубокой старины, я вновь переполняюсь уважением и склоняюсь перед трудами, хранимыми аж 3 века. Спасибо тем санжырачы, что донесли их до нас. Они словно драгоценные камни живой истории кыргызов, буквально начиная от нашего первого отца. Но за ним вслед идут и манжырачы (лжесанжырачы), они есть и сейчас.

Чынара Жумакадыр

Турат Акимов

Рубрики: Туризм


Отзывов пока нет.

К сожалению, комментарии закрыты.